Как найти счастье в работе

«Кем вы видите себя через 2, 5, 10 (нужное подчеркнуть) лет?» – один из любимых вопросов рекрутеров. Позволяет оценить, как человек собирается развиваться (если собирается), да и просто любопытно послушать, о чем люди мечтают.

Впрочем, печальный опыт показывает, что мечтают люди весьма узко, – стандартный ответ большинства: «Успешным и преуспевающим, с большой зарплатой». А вот успешным и преуспевающим кем – художником, программистом, директором собственного ателье – не указывается. Нестабильность российской экономики и полное отсутствие института профориентации порождает толпы потерянных во времени и пространстве специалистов всех мастей, которые не задумываются – по причине ли страха или потому что их просто этому не научили – о том, куда они идут и чего они хотят достичь. Единицы, выходящие из стен российских ВУЗов, имеют перед собой цель и хотя бы приблизительный маршрут пути ее достижения. Единицы понимают: чтобы достичь цели, нужно иметь цель – измеримую и четко сформулированную.

Еще один важный момент «мечты» – любовь к собственному делу. Всем, казалось бы, этого хочется, но мало кто позволяет себе даже думать об этом. Менталитет русского человека заточен под то, что работа должна делаться либо «по щучьему веленью», либо потом и кровью. Получение удовольствия от работы, а тем более от зарабатывания денег – в наши мозги не заложено, и потребуется еще немало времени и просветительской работы, чтобы оно заработало. Известный тезис «не в деньгах счастье» в данном случае понимается сознанием и вовсе извращенно: деньги – это зло, получать кайф от зла – плохо.

Дивно пишет о подобном отношении к деньгам Нил Доналд Уошл в своих «Беседах с Богом»: «Многие зарабатывают себе на жизнь, занимаясь тем, что ненавидят, поэтому они не прочь брать за это деньги. «Плохое» за «плохое», так сказать. [...] брать большие суммы денег за то, что ты делаешь, означало бы брать «плохое» за «хорошее» -– а это тебе претит. Ты лучше будешь голодать, чем брать «презренный металл» за бескорыстный труд».

Вывод – чтобы заработать много денег, надо много мучиться. А парадокс-то весь в том, что достичь карьерных и финансовых высот можно только в том деле, которому отдаешься всей душой, которое любишь, холишь и лелеешь. Все в мире требует любви – и даже бизнес.

В общем, с точки зрения психологии, – картина нерадостная. Мы не умеем мечтать, мы не умеем получать радость от работы, а, следовательно – и от жизни. Мы ставим себе условие, что для достижения финансового благополучия надо пройти через многие муки и ни в коем случае не достигать его через то, что любишь (ведь «деньги – это зло»).

С точки зрения рынка, востребованность профессий – люби ты ее или нет – так или иначе, определяется ситуацией вокруг. И есть популярные и непопулярные профессии. На кого учиться сейчас, чтобы через 10 лет иметь престижную и высокооплачиваемую работу? Ответ на этот вопрос заложен в потребностях – людей и рынка. Что нужно миру и людям, его населяющим?

Нанотехнологии. Волшебное слово, покорителю которого достанется лидерство. Если покорение произойдет (опять же – все в руках человека, хотите быть этим человеком – будьте, гранты и прочее финансовое подспорье никто не отменял), то место найдется всем – от медиков до машиностроителей.

А если еще раз посмотреть на перечисленное выше, то станет ясно, что залогом успеха практически в любой профессии станет...

Креатив. Решение изобретательских задач уже давно имеет под собой научную основу и технологию и, тем не менее, овладеть этим умением непросто. Нестандартное мышление – это то, что нельзя автоматизировать. А, значит, если вы зарабатываете на жизнь своим острым умом, вас никогда не заменят машиной. Человек является единственным существом, управляющим развитием – технологий, экономики, социума. Если вы способны делать мир лучше, мечтать и воплощать мечты в реальность, а не просто стоять у конвейера – вам есть место в будущем.

Кстати, на эту тему интересно писал Дэниэл Пинк в работе «Целый новый ум». Он выделяет шесть качеств, которые «невозможно автоматизировать»: дизайн (способность творить с нуля), способность рассказывать истории, симфония (способность создавать команды), эмпатия (способность поставить себя на место другого человека, думать и чувствовать, как «другой»), игра и смысл. На английском: design, story, symphony, empathy, play and meaning.

http://slon.ru